vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_о погоде, о работе

Мурманск не был бы Мурманском, если бы не подбросил в очередной раз предновогодний сюрприз в виде нежданной оттепели. В разных местах полуострова температура подскочила до +4°. Снег начал таять, но перед этим он порыхлел, создав некоторым автолюбителям (мне в том числе) ряд сложностей с передвижением из двора до дорог. Разумеется, что многочисленные прогнозы заранее предупреждали о грядущем погодном веселье, но лично я отказывался верить в их достоверность до последнего несмотря на то, что источниками были foreca.fi и yr.no. Уж эти-то редко ошибаются (форека, правда, стала с температурой частенько промахиваться, но по части различного рода флуктуаций к ней претензий нет). Итак, заканчиваются вторые сутки внезапной весны за полярным кругом.

Я придерживаюсь того мнения, что хуже оттепели в декабре в Мурманске нет решительно ничего в погодном контексте. Даже июньско-июльский снег является куда меньшей печалью, потому что он обречён на скоротечность собственного жизненного цикла равного в разные года десяткам минут или нескольким часам. Декабрьская оттепель может засесть тут здесь да пару–тройку дней, доставляя описанные выше проблемы автомобилистам и, как я теперь уже знаю, помощникам машинистов. О втором речь пойдёт чуть ниже. Засада с оттепелью заключается ещё и в том, что полярная ночь на дворе. И так-то темно, а когда белый снег, устоявшийся за дни снегопада и морозов, превращается в серо-чёрную кашу с нежными кусочками льда с добавлением песка, то и без того достаточно серый город мой родной начинает выглядеть ещё мрачнее. Описанная картина на меня давно уже удручающего впечатления не производит. Однако, и радует не особо, потому что в мороз в декабре город красив: свет отражается от белого снега, делая городскую подсветку ярче. А в свете нынешних новогодних украшений центральных улиц смотрится и вовсе потрясающе. Но, увы, не сегодня. Кстати, о том, как украшен город перед Новым годом следовало бы сделать отдельный пост, но а) времени нет и бэ) есть дела, увы, поважней.

Пока температура растёт, отдельным горожанам приходится заниматься «побочной акробатикой» на льду и слякоти (фраза в кавычках принадлежит fatspirit). Буквально позавчера имел сей опыт в виде потери всех видов устойчивости своим телом в почти полной электровозной выкладке, коих у меня имеется три, по моей классификации (налегке, почти полная, полная). Опять же, как-нибудь сподоблюсь накатать отдельный пост о моих рабочих принадлежностях, которые я прячу в свой электровозный рюкзак. Бедолага, кстати, месяц назад не выдержал напряжения, и одна из лямок натурально порвалась. Но благо что рюкзак «хитрый» — снабжён страховочными — и продолжает исполнять свою функцию до момента списания. Подъехал я к депо, припарковался так, чтобы никому не мешать и быть уверенным, что в свете грядущих плюсов смогу безболезненно покинуть территорию на авто после поездки (со снегоборьбой на той подведомственной площадке дела обстоят на так хорошо, как хотелось бы), нацепил на себя рюкзак и отправился к зданию депо. Через пару шагов всей массой рухнул в грязный снег, завалившись на бок. Думаю, со стороны смотрелся одновременно эффектно и смешно. Впрочем, такое со мной не в первый раз. Хорошо, что без последствий. Ну да ладно.

Вернёмся к электровозам. Чем плоха знакопеременная температура? Плоха она следующими вещами. Поскольку в зимний период эти «качели» около нуля градусов, как правило, сопровождаются снегопадом и реже дождём, рельсы чудесно укутываются в свежую белую лёгкую, как пух, пелену. Это в свою очередь приводит к тому, что экипажная часть электровоза благополучно весь этот свежий снежок собирает на себе. Тем из вас, кто читает мой журнал в последние пару лет более-менее регулярно, уже известно, что локомотивы снабжены системой подачи песка под колёсные пары для, например, исключения их боксования (и в этом слове нет ошибки, да-да). Песок подаётся под все колёсные пары в принципе и под чётные и нечётные раздельно в зависимости от направления движения. Соответственно, трубы, по которым подаётся песок на противоположный ход после пары сотен метров по заснеженным рельсам будут все сплошь покрыты снегом снаружи в внутри. Но это в общем-то цветочки. Снег можно выбить, подав песок для пробивки труб. Только это всё теория, потому что никто в здравом уме не будет схему тяги в движении разворачивать в нормальных условиях). Ягодки созревают, когда локомотивная бригада в лице помощника машиниста сталкивается с суровой реальностью практики собственной работы. А именно: когда поезд тормозит, колодки прижимаются к колёсам. Тут уже чистая физика со всеми её силами трения, торможения и прочими выделениями тепла, которое невозбранно плавит снег, превращая оный в воду. Казалось бы, утечёт! Шиш там! Набегающий поток пусть даже и слегка плюсового воздуха в момент после отпуска тормозов превращает воду в лёд. И тут-то происходит кульминация событий в районе этих самых труб пескоподачи, полных уже того, чему там не место. Растаявший снег превращается в лёд, наглухо забивая трубы. И всё — песочка на противоположный ход у вас нет, пока вы не возьмёте в руки молоток и не откупорите бедняжек.

Как раз все эти 33 снежно-песочных удовольствия я имел возможность вкусить (выражаюсь почти буквально) в предыдущей поездке. Мы бодренько домчали из Оленегорска в Колу, отцепились и по последующему плану должны были вернуться на предшествующую с юга Коле станцию Выходной, сцепиться с составом на 7-м пути и довести его до Мурманска. В Коле я констатировал беспросветную забитость большинства из 8-ми южных труб, но прочищать их не стал, так как следование резервом на один перегон песка не требует. Это ж не с поездом. А вот в Выходном после прицепки деваться было некуда уже от северных труб, потому что этот самый один перегон своё снежное дело сделал, заткнув мне 5 из 8 труб смесью изо льда и мокрого песка. Имея за плечами опыт прошлой зимы, я сейчас достаточно быстро разделываюсь с прочисткой труб. И песка ем уже меньше, чем год назад ,) Серьёзно. Когда резиновую трубу снимаешь с металлической, ослабив хомуты, нужно её продуть, чтобы понять, есть ли проходимость — песка в ней бывает мнооооого. Подача песка может быть нарушена не только ледяной пробкой, но и песочным затором в форсунке, но сегодня это к делу не относится, хотя такая штука мне тогда в Выходном тоже попалась в количестве одной единицы. В итоге я всех их победил, и машинист довёл поезд до Мурманска без проблем. Я же просто испытал внутреннее удовлетворение от выполненных должностных обязанностей. Всегда приятно, когда всё делается, как следует, а не через универсальный интерфейс.

К другим нюансам, способным усложнить локомотивщику жизнь, относится, например, то, что когда температура скачет, в пневмосистеме локомотива начинает копиться конденсат. Его несвоевременное удаление нерегулярной продувкой пневмосистемы может обернуться ледяной пробкой внутри воздуховодов локомотива. А это куда страшней пробок в песочных трубах, и в самом худшем случае — сейчас будет жуть! — приведёт к отсутствию тормозов в поезде. Дальше, думаю, рассказывать не надо :) Из более приземлённых вызванных конденсатом в пневмосистеме локомотива вещей можно выделить то, что при этой самой продувке вся эта жидкость, которая может включать в себя компрессорное масло, частенько летит из кранов продувки в машинном отделении пряямо в высоковольтную камеру. Несмотря на то, что аппараты в ВВК имеют свою защиту, лишняя влага может натворить гадостей в электросхеме. У меня не было, но, говорят, случаи были. Поэтому продуваться нужно аккуратно. Я уже молчу, что иногда после очередной продувки у меня оставалось ощущение, что я сам принял душ :) Угу, электровозики у нас старенькие. А ремонт на дороге — это грустная история, которой не то, что пост, книгу можно посвятить.

Все описанные рабочие моменты имели место в упомянутой поездке. Весной такая картина будет постоянной до определённого времени, пока не станет посуше и потеплее. Где-нибудь в конце мая. Сегодня уже 27-ое декабря. Настроение хорошее, но новогоднего пока что нет. Оно частенько приходит уже под сам праздник. Надеюсь, будет так и в этом году. Где я буду — на электровозе или дома, я не знаю. Время покажет. Всех — с наступающим! Сил вам и желания осуществить загаданное/задуманное/запланированное! :)
Tags: ж/д, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments