vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_о погоде, о работе

Мурманск не был бы Мурманском, если бы не подбросил в очередной раз предновогодний сюрприз в виде нежданной оттепели. В разных местах полуострова температура подскочила до +4°. Снег начал таять, но перед этим он порыхлел, создав некоторым автолюбителям (мне в том числе) ряд сложностей с передвижением из двора до дорог. Разумеется, что многочисленные прогнозы заранее предупреждали о грядущем погодном веселье, но лично я отказывался верить в их достоверность до последнего несмотря на то, что источниками были foreca.fi и yr.no. Уж эти-то редко ошибаются (форека, правда, стала с температурой частенько промахиваться, но по части различного рода флуктуаций к ней претензий нет). Итак, заканчиваются вторые сутки внезапной весны за полярным кругом.

Я придерживаюсь того мнения, что хуже оттепели в декабре в Мурманске нет решительно ничего в погодном контексте. Даже июньско-июльский снег является куда меньшей печалью, потому что он обречён на скоротечность собственного жизненного цикла равного в разные года десяткам минут или нескольким часам. Декабрьская оттепель может засесть тут здесь да пару–тройку дней, доставляя описанные выше проблемы автомобилистам и, как я теперь уже знаю, помощникам машинистов. О втором речь пойдёт чуть ниже. Засада с оттепелью заключается ещё и в том, что полярная ночь на дворе. И так-то темно, а когда белый снег, устоявшийся за дни снегопада и морозов, превращается в серо-чёрную кашу с нежными кусочками льда с добавлением песка, то и без того достаточно серый город мой родной начинает выглядеть ещё мрачнее. Описанная картина на меня давно уже удручающего впечатления не производит. Однако, и радует не особо, потому что в мороз в декабре город красив: свет отражается от белого снега, делая городскую подсветку ярче. А в свете нынешних новогодних украшений центральных улиц смотрится и вовсе потрясающе. Но, увы, не сегодня. Кстати, о том, как украшен город перед Новым годом следовало бы сделать отдельный пост, но а) времени нет и бэ) есть дела, увы, поважней.

Пока температура растёт, отдельным горожанам приходится заниматься «побочной акробатикой» на льду и слякоти (фраза в кавычках принадлежит fatspirit). Буквально позавчера имел сей опыт в виде потери всех видов устойчивости своим телом в почти полной электровозной выкладке, коих у меня имеется три, по моей классификации (налегке, почти полная, полная). Опять же, как-нибудь сподоблюсь накатать отдельный пост о моих рабочих принадлежностях, которые я прячу в свой электровозный рюкзак. Бедолага, кстати, месяц назад не выдержал напряжения, и одна из лямок натурально порвалась. Но благо что рюкзак «хитрый» — снабжён страховочными — и продолжает исполнять свою функцию до момента списания. Подъехал я к депо, припарковался так, чтобы никому не мешать и быть уверенным, что в свете грядущих плюсов смогу безболезненно покинуть территорию на авто после поездки (со снегоборьбой на той подведомственной площадке дела обстоят на так хорошо, как хотелось бы), нацепил на себя рюкзак и отправился к зданию депо. Через пару шагов всей массой рухнул в грязный снег, завалившись на бок. Думаю, со стороны смотрелся одновременно эффектно и смешно. Впрочем, такое со мной не в первый раз. Хорошо, что без последствий. Ну да ладно.

Вернёмся к электровозам. Чем плоха знакопеременная температура? Плоха она следующими вещами. Поскольку в зимний период эти «качели» около нуля градусов, как правило, сопровождаются снегопадом и реже дождём, рельсы чудесно укутываются в свежую белую лёгкую, как пух, пелену. Это в свою очередь приводит к тому, что экипажная часть электровоза благополучно весь этот свежий снежок собирает на себе. Тем из вас, кто читает мой журнал в последние пару лет более-менее регулярно, уже известно, что локомотивы снабжены системой подачи песка под колёсные пары для, например, исключения их боксования (и в этом слове нет ошибки, да-да). Песок подаётся под все колёсные пары в принципе и под чётные и нечётные раздельно в зависимости от направления движения. Соответственно, трубы, по которым подаётся песок на противоположный ход после пары сотен метров по заснеженным рельсам будут все сплошь покрыты снегом снаружи в внутри. Но это в общем-то цветочки. Снег можно выбить, подав песок для пробивки труб. Только это всё теория, потому что никто в здравом уме не будет схему тяги в движении разворачивать в нормальных условиях). Ягодки созревают, когда локомотивная бригада в лице помощника машиниста сталкивается с суровой реальностью практики собственной работы. А именно: когда поезд тормозит, колодки прижимаются к колёсам. Тут уже чистая физика со всеми её силами трения, торможения и прочими выделениями тепла, которое невозбранно плавит снег, превращая оный в воду. Казалось бы, утечёт! Шиш там! Набегающий поток пусть даже и слегка плюсового воздуха в момент после отпуска тормозов превращает воду в лёд. И тут-то происходит кульминация событий в районе этих самых труб пескоподачи, полных уже того, чему там не место. Растаявший снег превращается в лёд, наглухо забивая трубы. И всё — песочка на противоположный ход у вас нет, пока вы не возьмёте в руки молоток и не откупорите бедняжек.

Как раз все эти 33 снежно-песочных удовольствия я имел возможность вкусить (выражаюсь почти буквально) в предыдущей поездке. Мы бодренько домчали из Оленегорска в Колу, отцепились и по последующему плану должны были вернуться на предшествующую с юга Коле станцию Выходной, сцепиться с составом на 7-м пути и довести его до Мурманска. В Коле я констатировал беспросветную забитость большинства из 8-ми южных труб, но прочищать их не стал, так как следование резервом на один перегон песка не требует. Это ж не с поездом. А вот в Выходном после прицепки деваться было некуда уже от северных труб, потому что этот самый один перегон своё снежное дело сделал, заткнув мне 5 из 8 труб смесью изо льда и мокрого песка. Имея за плечами опыт прошлой зимы, я сейчас достаточно быстро разделываюсь с прочисткой труб. И песка ем уже меньше, чем год назад ,) Серьёзно. Когда резиновую трубу снимаешь с металлической, ослабив хомуты, нужно её продуть, чтобы понять, есть ли проходимость — песка в ней бывает мнооооого. Подача песка может быть нарушена не только ледяной пробкой, но и песочным затором в форсунке, но сегодня это к делу не относится, хотя такая штука мне тогда в Выходном тоже попалась в количестве одной единицы. В итоге я всех их победил, и машинист довёл поезд до Мурманска без проблем. Я же просто испытал внутреннее удовлетворение от выполненных должностных обязанностей. Всегда приятно, когда всё делается, как следует, а не через универсальный интерфейс.

К другим нюансам, способным усложнить локомотивщику жизнь, относится, например, то, что когда температура скачет, в пневмосистеме локомотива начинает копиться конденсат. Его несвоевременное удаление нерегулярной продувкой пневмосистемы может обернуться ледяной пробкой внутри воздуховодов локомотива. А это куда страшней пробок в песочных трубах, и в самом худшем случае — сейчас будет жуть! — приведёт к отсутствию тормозов в поезде. Дальше, думаю, рассказывать не надо :) Из более приземлённых вызванных конденсатом в пневмосистеме локомотива вещей можно выделить то, что при этой самой продувке вся эта жидкость, которая может включать в себя компрессорное масло, частенько летит из кранов продувки в машинном отделении пряямо в высоковольтную камеру. Несмотря на то, что аппараты в ВВК имеют свою защиту, лишняя влага может натворить гадостей в электросхеме. У меня не было, но, говорят, случаи были. Поэтому продуваться нужно аккуратно. Я уже молчу, что иногда после очередной продувки у меня оставалось ощущение, что я сам принял душ :) Угу, электровозики у нас старенькие. А ремонт на дороге — это грустная история, которой не то, что пост, книгу можно посвятить.

Все описанные рабочие моменты имели место в упомянутой поездке. Весной такая картина будет постоянной до определённого времени, пока не станет посуше и потеплее. Где-нибудь в конце мая. Сегодня уже 27-ое декабря. Настроение хорошее, но новогоднего пока что нет. Оно частенько приходит уже под сам праздник. Надеюсь, будет так и в этом году. Где я буду — на электровозе или дома, я не знаю. Время покажет. Всех — с наступающим! Сил вам и желания осуществить загаданное/задуманное/запланированное! :)
Tags: ж/д, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments