vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_проворот бандажа

Проворот

Сегодня я хочу поговорить о колёсных парах. Но не в целом, а в частности. Речь пойдёт о проворотах и о том, как важно быть внимательным в темноте полярной полночи. Но перед тем, как идти дальше, следует провести небольшой ликбез.

Плакат «Колёсная пара»


Итак, колёсная пара (плакат выше доступен в большем разрешении по клику). Колёсная пара электровоза потому и пара, что состоит из двух сформированных колёс и оси, их соединяющей. Так вот. В отличие от колёсной пары вагона, где колесо цельное, колёса колпары электровоза формируются из нескольких компонентов. Сейчас я не буду углубляться в детали, потому что в данный момент времени нас интересуют бандажи и колёсные центры. Если вы внимательно вглядитесь в плакат, то эти части колёсной пары обозначены цифрами 2 и 3. При формировании такой колёсной пары бандаж напрессовывается на колёсный центр при определённой температуре (около +300°С градусов, если правильно помню). Остывая, бандаж крепко усаживается на колёсном центре.

Однако, в эксплуатации в силу ряда причин может иметь место явление, именуемой сдвигом бандажа. Здесь имеется в виду смещение бандажа относительно колёсного центра. Случиться это может, например, по причине избыточного давления в тормозных цилиндрах электровоза. И если первичный проворот бандажа, как правило, не столь страшен, то вторичный сулит вполне конкретные трудности в виде отцепки локомотива, ограниченной скорости движения и прочих нюансах. Всё это приводит к увеличению времени следования груза в пути. А это всё — недовольные грузополучатели, сорванные сроки и прочие репутационные потери.


Верные контрольные полосы


Так вот. Согласно инструкции ЦТ-329, колёсная пара должна быть соответствующим образом окрашена. Бандаж окрашивается белой эмалью. На бандаж дополнительно наносятся цветовые метки: контрольная (красная), метка об упрочнении гребня (зелёная), метка о наплавке гребня магнито-плазменным методом (жёлтая — на фото отсутствует, потому что, по моим данным, технология на сегодня не применяется), метка об обточке бандажа по профиль ДМеТИ (синяя длинная — на фото выше отсутствует, но появится на фото ниже). Помимо данных цветовых меток, на бандаж наносятся керны (4 глухих отверстия на красной контрольной полосе), а на колёсный центр — риска (на белой контрольной полосе). На фото выше, сделанном, кстати сказать, буквально вчера, можно разглядеть нормальное положение дел. Риска и керны должны совпадать. Соответственно, должны совпадать красная и белая контрольные полосы. При осмотре экипажной части электровоза (к которой, разумеется, относятся и колёсные пары) локомотивная бригада должна уделять внимание этим моментам. При несовпадении контрольных полос и отсутствии записей в журнале технического состояния локомотива о провороте бандажа на колёсной паре, где выявлено несовпадение контрольных полос, необходимо предпринять определённые действия. За невыполнение — расстрел. Шучу :) Подробности сейчас не столь важны.


Проворот


Чтобы понять, как выглядит проворот, привожу фото выше. Здесь вы можете наблюдать всамделишный первичный проворот. Белая (на фото не видна) и красная контрольные полосы не совпадают. Видны новые временные метки. Они наносятся, например, мелом для того, чтобы контролировать состояние колёсной пары и вовремя выявить вторичный проворот.


Неверные контрольные полосы


А вот теперь о внимательности. Несколько дней назад попадается мне электровоз. Иду осматриваю «низ» и вижу — натуральный проворот! Как там у Ильфа и Петрова? «Переходя улицу, оглянись по сторонам. Правила уличного движения». Перефразирую в контексте профессии: «Видишь проворот — смотри по сторонам. Опыт старших коллег». Керны и риска-то совпадают! Не знаю я, как так вышло, что цветовые метки на данном бандаже не совпадают. Но факт есть факт. А ведь я уже собирался бежать в кабину с «радостными» новостями для машиниста. Такие дела.

Резюме. Нет, я просто увидел косяк. Не более и не менее :) Обычные локомотивные будни. Это в первую очередь урок для меня самого — быть дважды внимательным во всём (и больше спать перед поездкой). И я счёл, что этот материал окажется интересным для аудитории моего журнала. Надеюсь, мне удалось популярным языком донести суть.
Tags: мобилофото, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments