vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_проворот бандажа

Проворот

Сегодня я хочу поговорить о колёсных парах. Но не в целом, а в частности. Речь пойдёт о проворотах и о том, как важно быть внимательным в темноте полярной полночи. Но перед тем, как идти дальше, следует провести небольшой ликбез.

Плакат «Колёсная пара»


Итак, колёсная пара (плакат выше доступен в большем разрешении по клику). Колёсная пара электровоза потому и пара, что состоит из двух сформированных колёс и оси, их соединяющей. Так вот. В отличие от колёсной пары вагона, где колесо цельное, колёса колпары электровоза формируются из нескольких компонентов. Сейчас я не буду углубляться в детали, потому что в данный момент времени нас интересуют бандажи и колёсные центры. Если вы внимательно вглядитесь в плакат, то эти части колёсной пары обозначены цифрами 2 и 3. При формировании такой колёсной пары бандаж напрессовывается на колёсный центр при определённой температуре (около +300°С градусов, если правильно помню). Остывая, бандаж крепко усаживается на колёсном центре.

Однако, в эксплуатации в силу ряда причин может иметь место явление, именуемой сдвигом бандажа. Здесь имеется в виду смещение бандажа относительно колёсного центра. Случиться это может, например, по причине избыточного давления в тормозных цилиндрах электровоза. И если первичный проворот бандажа, как правило, не столь страшен, то вторичный сулит вполне конкретные трудности в виде отцепки локомотива, ограниченной скорости движения и прочих нюансах. Всё это приводит к увеличению времени следования груза в пути. А это всё — недовольные грузополучатели, сорванные сроки и прочие репутационные потери.


Верные контрольные полосы


Так вот. Согласно инструкции ЦТ-329, колёсная пара должна быть соответствующим образом окрашена. Бандаж окрашивается белой эмалью. На бандаж дополнительно наносятся цветовые метки: контрольная (красная), метка об упрочнении гребня (зелёная), метка о наплавке гребня магнито-плазменным методом (жёлтая — на фото отсутствует, потому что, по моим данным, технология на сегодня не применяется), метка об обточке бандажа по профиль ДМеТИ (синяя длинная — на фото выше отсутствует, но появится на фото ниже). Помимо данных цветовых меток, на бандаж наносятся керны (4 глухих отверстия на красной контрольной полосе), а на колёсный центр — риска (на белой контрольной полосе). На фото выше, сделанном, кстати сказать, буквально вчера, можно разглядеть нормальное положение дел. Риска и керны должны совпадать. Соответственно, должны совпадать красная и белая контрольные полосы. При осмотре экипажной части электровоза (к которой, разумеется, относятся и колёсные пары) локомотивная бригада должна уделять внимание этим моментам. При несовпадении контрольных полос и отсутствии записей в журнале технического состояния локомотива о провороте бандажа на колёсной паре, где выявлено несовпадение контрольных полос, необходимо предпринять определённые действия. За невыполнение — расстрел. Шучу :) Подробности сейчас не столь важны.


Проворот


Чтобы понять, как выглядит проворот, привожу фото выше. Здесь вы можете наблюдать всамделишный первичный проворот. Белая (на фото не видна) и красная контрольные полосы не совпадают. Видны новые временные метки. Они наносятся, например, мелом для того, чтобы контролировать состояние колёсной пары и вовремя выявить вторичный проворот.


Неверные контрольные полосы


А вот теперь о внимательности. Несколько дней назад попадается мне электровоз. Иду осматриваю «низ» и вижу — натуральный проворот! Как там у Ильфа и Петрова? «Переходя улицу, оглянись по сторонам. Правила уличного движения». Перефразирую в контексте профессии: «Видишь проворот — смотри по сторонам. Опыт старших коллег». Керны и риска-то совпадают! Не знаю я, как так вышло, что цветовые метки на данном бандаже не совпадают. Но факт есть факт. А ведь я уже собирался бежать в кабину с «радостными» новостями для машиниста. Такие дела.

Резюме. Нет, я просто увидел косяк. Не более и не менее :) Обычные локомотивные будни. Это в первую очередь урок для меня самого — быть дважды внимательным во всём (и больше спать перед поездкой). И я счёл, что этот материал окажется интересным для аудитории моего журнала. Надеюсь, мне удалось популярным языком донести суть.
Tags: мобилофото, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments