vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

  • Mood:

_рабочее

4-й месяц в должности... Никак не могу смириться с тем фактом, что все мои усилия понять электрвозное нутро (цепи управления, пневматическое оборудование) до того, как я им начал по-настоящему управлять (а это случилось чуть больше года назад), были, по сути, бесполезными. Теория — вещь безусловно нужная. Но в отрыве от практики выхлоп ото всей той учёбы, что была до, невелик.

Вот сейчас вновь изучаю схемы, варианты устранения неисправностей и всё такое, опять понимаю, что когда начинаешь что-то делать руками, теория откладывается куда лучше. То есть, конечно, руками мало что сделаешь, когда в голове пусто. Но истинное понимание наступает лишь тогда, когда теория находит себя в практике. Люблю такие моменты. В общем-то, ничего тут нового нет: так оно везде и во всём.

Просто засада в том, что пока я был помощников (до того, как меня начали обкатывать в машинисты), возможности полазать по схеме и «подёргать кран» возможности у меня почти не было. Потому что я всё больше внизу у колёс пропадал. Правда, это тоже даёт свои плоды. На днях тут одного помощничка со стажем работы почти три года пришлось учить трубы чистить. Из-за снега. 20-го июня... :) Смешно, да? И мне. Но лишь из-за даты и снега. Но не из-за того, что уже в общем-то опытному помощнику пришлось чуть ли не азы его работы объяснять. Здесь вам не ГХ ОКТ. Здесь без песка далеко не уедешь.

Пока лили дожди, был случай. Взял на проход электровоз по Оленегорску с чётным на север. Температура около +2-х, моросит противной холодной хмарью, машина всё время норовит в боксование сорваться (да, на железке мы говорим «боксование», а не «буксование»). Подаваемого под колёса песка слушается, но его мало. А ехать надо. И по закону подлости, все «тяжёлые» станции оказались моими: Тайбола и Лопарская. Отравление оттуда с остановки на Мурманск – тот ещё аттракцион в плохую погоду.

Песок ожидаемо почти закончился. На финальный подъём в Мурманск его почти не осталось. «Пришлось включать голову» © :) Выручила комплектная схема тяги с полностью исправным ослаблением поля (когда на электровозе имеются все 8 индуктивных шунтов для ослабления поля ТЭД):

из ямы от гаражей между двумя мостами 29 позиций по 10‰ подъёму длиной 600 м;
после того, как хвост начал выталкивать, назад на 21 и потом на 17 с площадки на 9‰ спуск длиной 700 м;
дальше до того, как со Статойлом на Прибрежке поровнялся опять взлётный режим — 29 позиций (33 давать деповские страшные истории не дают — когда можно превысить напряжение на коллекторах, и электровоз обеими секциями застрелится на самом интересном месте, откуда я уже точно сам не выеду — как никак более 1,5 км в гору от 3,8‰ до 7,6‰);
и вот когда большая часть состава провалилась в яму, голова пошла вверх и начал опять помогать хвост, надо что-то делать, потому что песка у меня уже почти нет. Выход — 2/3 форсажа! — контроллер из П в ОП1 и затем в ОП2 с достижением скорости 64 км/ч (вес 5200 тонн)...

Но долго так гнать нельзя: впереди ограничение скорости в 60 км/ч. Поэтому нужно найти баланс между тягой и воздействием профиля с учётом погоды. К началу участка с 60 км/ч меня как раз замедлило до 60 :) И токи начали расти. Чтобы не дать машине сорваться в боксовку (а она пыталась), начинаю «отдавать» назад ослабление из ОП2 в ОП1 и дальше в П. После величины тяговых токов уже можно уменьшать лишь сбросом позиций с 29-й до 17-й. Электровоз в условиях непрекращающегося дождя вёл себя наверху уже совсем плохо и всё пытался боксовать, а я отсекал эти попытки описанными выше методами. Ух, весело было :)

К моей тихой радости, план удался. И я въехал-таки почти без песка (на его остатках). Но в конце этого подъёма я еле-еле плёлся (около 20 км/ч вместо 33-х). Но! Главное тогда и в том месте – въехать на станцию. Боксование опасно а) круговым огнём по коллектору (чем можно угробить тяговые двигатели в худшем случае) или б) срабатаванием защиты (то, что я именую фразой «машина застрелилась»). На подъёме в подобной ситуации теряется драгоценные секунды. А потеря тяги чревата тем, что мощности после восстановления схемы может не хватить. А это остановка на подъёме, заказ вспомогательного, куча выбитых из графика поездов, включая пассажирские, и так далее и тому подобное.

Любопытствующим и понимающим предлагаю картинку с профилем описанного участка пути. Синие участки — подъём, красные – спуск. Величина уклона/подъёма приведена по пикетам и с указанием среднего значения для участка. Начало (яма у гаражей) — середина 1441-го км. Статойл – первая половина 1443-го км. Самый верх – середина 1445-го км.


Screen Shot 2017-06-28 at 14.52.49

P.S.: вышеописанное есть лишь иллюстрация того, насколько важна исправная пескоподача у нас. Можно и без. Но это игра с огнём, которая не стоит свеч.
Tags: ж/д, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments