vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_по жёлтому

Полувагон в свете ночного солнца


Картинка к тексту имеет отношение близкое к нулю. Тематической нет. КДПВ, так сказать. А ещё ушедшей ночью в полной мере ощутил себя героем локомотивной частушки про езду по жёлтому огню на локомотивном. Напомню:

Ехал я по жёлтому,
зло вдыхая курево.
Удаления всё нет:
электричка х@#%a.

И хоть я и не курю (помощник дымит), а вместо электрички был грузовой... Стою, значит, в Оленегорске на отправлении. Слышу, на поездном канале в эфир заявляются коллеги о том, что «на таком-то пути станции Оленегорск электровоз принят, готовы сокращённо тормозить». Я-то сам уже оттормозился и жду открытия сигнала. Включая меня, на север готовы будут 3 поезда. Мне открывается сигнал, сваливаю осматривать соединение между электровозом и первым вагоном, возвращаюсь, минута готовности, проверка целостности, ту-ту — поехали.

В той связи, что почти везде от Оленегорска до Мурманска однопутка, а навстречу едут поезда тоже, то встал по Лапландии на скрещения. Пока стоял, на соседний путь прибыл коллега — стоим вместе, пропускаем встречные. И вот диспетчер вызывает его и говорит, что он дальше едет первым, а я за ним.

В этом нет ничего необычного. Его поезд назначением на Мурманск, мой — на Колу. Пусть едет впереди. К этому моменту я уже настоял больше получаса и произвёл вместе с помощником технологическое опробование тормозов состава (по пяти головным вагонам). После технологического опробования тормозов необходимо проверить действие тормозов на перегоне в установленном месте. То есть необходимо разогнать состав до заданной скорости и произвести торможение с получением тормозного эффекта в заданном временном отрезке со снижением скорости на заданную величину в зависимости от рода поезда (пассажирский, грузовой гружёный или порожний) в пределах расчётного тормозного пути.

После Лапландии такое место находится сразу за станцией. Разогнаться больше 40-ка км/ч не выйдет, потому что хвост ещё будет на стрелках висеть, по которым больше 40-ка ехать нельзя. Итак, поезд с 3-го пути уже укатил. Я жду удаления. Красный огонь выходного светофора сменяется жёлтым. Минута готовности, отправляемся. Да, по жёлтому. Потому что на пробе я буду тормозить с 30-и км/ч до остановки. Почему до остановки? Потому что сбить нужно на 10 км/ч. То есть это уже 20 км/ч. Пока тормоза отпустят, меня в гору после места пробы может затереть до нуля. А это опять остановка и в не самом удачном месте с точки зрения приведения поезда в движение на подъём: уехать-то уеду, но энергии лишней нажгу впустую. Поэтому до остановки.

А раз до остановки, то это минимум 1,5 минуты стоянки (время на полный отпуск тормозов в составе). Да и с места, где я встану, взять поезд легче. Пока бубнели регламент минуты готовности, жёлтый сменился зелёным. «Отлично», – думаю я: «Как раз удалится поездок, и я спокойно по зелёному огню поеду дальше».

После пробы тормозов на перегоне здесь есть ещё одна дополнительная проба. Так называемая обязательная проба тормозов на данном перегоне. Она введена здесь по причине того, что впереди лежащая станция Пулозеро сложна в части профиля. Прибывать на остановку туда нужно с особой осторожностью и со скоростями почти в два раза ниже установленных. Так что нужно быть уверенным в тормозах, понимать, как схватывают, при каком выпуске (достаточно ли 0,8 кгс/см^2 или нужно больше) есть нужный тормозной эффект... Да-да, это не машина, где педаль нажал посильней и встал. В поездах чуть всё иначе :)

Отправившийся передо мной поезд уже проследовал обязательную пробу и удаляется дальше. Я как раз разгоняюсь после первой пробы до 55 км/ч для торможения на обязательной. То есть в любом случае впереди идущий должен отрываться. На локомотивном всё время горит зелёный огонь — впереди свободны минимум два блок-участка. Подъезжаю к пробе, торможу со снижением до 40-ка км/ч (а не 45, как обычно), отпускаю и качусь дальше. На спуске к Пулозеру пятитысячный поезд разносит обычно до 65 км/ч. По главному пути ходом скорость ограничена 60-ю км/ч для грузовых поездов, что обусловлено там относительно малыми радиусами кривых участков пути (с прямыми у нас напряжёнка). Меня растолкало аж до 68-и км/ч. Ходом Пулозеро можно пройти в одно или в два торможения. В одно быстрее. Но я знаю, что впереди меня поезд. Поэтому прохожу в два торможения, чтобы не поймать жёлтый огонь. Ибо жёлтый огонь на путевом светофоре автоматически заставляет меня снижать скорость и проследовать его не быстрее 60 км/ч, потому что впереди будет красный. А под красный ехать быстрее 20-и км/ч за 500 м до сигнала нельзя.

Опять же, зная наши горки, местами плестись 20 км/ч просто нельзя: встанешь из-за нехватки тяги и не уедешь сам, положив всё движение на участке. Такого допускать нельзя. В общем, прохожу Пулозеро в два торможения и качусь дальше в Тайболу. Скорость 55 км/ч. Зелёный на локомотивном. Перед Тайболой нейтральная вставка (участок контактной сети, где нормально отсутствует напряжение — так называемый токораздел, который проследуется с установленной скоростью, но не менее 30 км/ч, с выключенными вспомогательными машинами) сразу за входным сигналом. Проследую входной зелёный, скорость за 60. И ловлю жёлтый выходной Ч1. Ё-моё, догнал-таки? Я ж плёлся с Лапландии, а не ехал. А после Тайболы опять подъём некислый. Вот и чо мне делать? Ну чо-чо — тормозим на величину первой ступени, иначе я просажу выходной жёлтый со скоростью выше 60 км/ч. И не останавливаться же мне на перегоне, где, как я уже сказал, ну совсем не айс профиль. Сбиваю скорость до 40-ка км/ч. Жёлтый сменяется зелёным на Ч1. Но после того, как я мимо него прошуршал, я вновь ловлю жёлтый... Да что ж такое-то? Ладно, катимся пока на выбеге. А там ближе к горе подхвачу скорость, чтобы вкатиться.

После горы очередной спуск, где можно на выбеге, не напрягаясь, держать 62—68 км/ч при разрешённых 70-и. Особенно хорошо, когда вместо ВЛ80 имеется 2ЭС5К, на котором можно невозбранно применять электрический тормоз (рекуперацию) и не давать разбегаться составу выше дозволенного. Очень удобно и нет надобности жечь чугунные тормозные колодки электровоза, как иногда приходится это делать на 80-ках, придерживая скорость. Ибо даже с 1-й кгс/см^2 в тормозных цилиндрах электровоза они прилично разогреваются. Но в этот раз это всё не про меня, потому что у меня жёлтый почти весь перегон на локомотивном светофоре — то есть между мной и первым поездом один свободный блок-участок. И качусь я медленнее. Плюс к тому, у меня в составе 4 порожних вагона, что на ряде перегонов не даёт ехать быстрее 60 км/ч.

На блок-пост 1381-й км — жёлтому, в Кицу — по жёлтому с редкой кратковременной сменой на зелёный, на блок-пост 1391-й км — по жёлтому. Я почти везде на выбеге качусь, лишь местами по профилю подхватывая поезд меньшей тягой, чтобы уж совсем не плестись, снижая собственные показатели технической скорости. В Лопарскую — тоже по жёлтому. Что ж ты никак не удалишься-то? И в эфире при этом слышу, как диспетчер сообщает впереди идущему, что после Магнетитов ему следовать на обход ст. Шонгуй. После зовёт сообщает мне, что я еду тоже на обход по удалению. «Диспетчер, я уже 4 перегона по удалению еду», — ехидничаю я, подтверждая основную информацию о маршруте пропуска по станции Магнетиты. Но это ладно. За мной уже, оказывается, ещё один третим номером следует грузовой. И тоже следом на обход. Как выяснится ещё позже, четвертым номером следовал ДМП (длинносоставный повышенной массы – те самые 6500 тонн с трёхкомнатным™ электровозом в голове).

У меня по-прежнему жёлтый. Где-то я уже просто еле втягиваюсь в горки на скоростях около 25-км/ч, чтобы иметь запас для разгона после Магнетитов, где сразу спуск в яму, в которой к нижней точке может разнести до 80 км/ч перед подъёмом. Где мне как раз и нужно реализовать скорость, чтобы удалиться от поезда, который за мной. На самом обходе есть место, где если ты ловишь жёлтый, ты обязан остановиться и ждать зелёного. Ибо если ты этого не сделаешь и укатишься дальше, ты выкатишься на 12-ти тысячный спуск длиной более 1,5 км, где придётся встать. А там состав уже не удержать. Жёлтый я не ловил там, он у меня весь перегон горел :) Ибо я убегал от третьего номера, чтобы дать ему возможность нормально проследовать яму после Магнетитов. В итоге я встал, где положено. Он за мной. Оба на ровной площадке. Всё штатно. Локомотивный светофор позеленел — первый номер наконец-то удалился. Мне до Колы осталось проехать два перегона.

Дальше уже всё по зелёному. Так долго по удалению мне ездить ещё не доводилось. Это был интересный опыт :) Те самые моменты, когда рутина исчезает и приходится включать голову. Не расслабиться. Но это нужно. Опыт вождения поездов нарабатывается в различной поездной обстановке. И нужно быть готовым ко всему. Надеюсь, дочитавшим до конца был интересен этот поток сознания, который я, как мог, привёл в удобный и более-менее понятный вид.

P.S.: для читающих меня коллег из депо Мурманск — да затягивался я везде, где можно было... ну почти везде. Но что точно, так это то, что ехал я значительно медленнее обычного :)
Tags: вагоны, из кабины, мурманская область, ночь, полярный день, работа, солнце, фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments