vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_kiitos!


Эх, таки вот он, рассказик про мой первый вояж в Страну ёлок, оленей, снега (не везде) и приветливых людей. Ездил по делам фирмы. Было это почти месяц назад. Маршрут: Мурманск-Рованиеми-Мурманск. Ехал через Ивало, Саданкюля и Саариселькя были тоже по пути. Туда-обратно получилось 1104 километра. Впечатления — все положиельные, даже несмотря на то, что финские пограничники оказались весьма и весьма исполнительными и строгими. Но у них работа такая. Ладно, обо всём по порядку.

Ранним воскресным утром в конце ноября, когда всё ещё было темно, как… ну, там где так же темно, редкий человек был :)) …короче, глянул я в окно, а от вчерашнего бесснежия и следа не осталось — всё за ночь завалило! Завтрак, чяй™, ложка мёда и полетел. Только предварительно крылья прогрел, машину то бишь. Заехал за человеком, с которым мы должны были ехать, заправились под горло (эх, дизель — прелесть!) и после моста налево (если направо, то это в Норвегию) и ещё 240 километров до границы по дороге, по которой дальше 70-го километра я до этого никогда не катался. А когда катался, то тогда она другой была, потому что было это больше 10 лет назад, и я, хоть и помню ту поездку, чуть не закончившуюся разбитым ШРУСом, понял, что опыт будет сверхновым. Кто ездил до КПП «Лотта», тот знает, что до Туломы (~20 км от Мурманска) — сплошной слалом вдоль одноимённой реки и отвесной сопки. А в сочетании с валящим с неба тоннами снегом, кромешной тьмой и бог знает откуда взявшимися в этот ещё раз напомню воскресный день грузовиками, из-под которых летит так, что расходиться с ними нужно в черепашьем режиме, это было отдельное «удовольствие». Вообще, я всю эту поездку могу описать как повышение водительской квалификации. Ибо число управляемых заносов: стремится в +бесконечность, из которых критических: 2. О каждом расскажу в своё время.

Дорога до границы: из населённых пунктов — только Мурмаши-3 и Тулома. Верхнетуломский не считается, потому что он вдали от трассы. Хотя, слово «трасса» тут употреблено лишь из стилистических соображений, чтобы не повторяться, потому что эта богом забытая двухполосная полуасфальтовая недогрунтовка с почти отсутствующим движением. Правда, в этот день всё было под снегом, поэтому я не знаю, когда кончился асфальт. Но знаю, когда начался грунт, но об этом потом. Слалом кончился и начались затяжные спуски/подъёмы в кривых… млин, это моя «самая любимая жесть». Дорога неизвестная. Вот в одну из таких неизвестностей на скорости где-то, наверно, в 75 км/ч я начинаю ощущать, что меня начинает уносить с дороги. Поворот был левый — понесло вправо :) Подъём. И нести уже вот-вот начнёт совершенно необратимо. Внутренний диалог:

я_на палеве: А-а-а-а-а-а! Чё делать-то?
я_спокойный, как трёхсотлетний дуб: Чё-чё? Привод-то у тебя какой?
я_на палеве: Передний.
я_дуб: Ну так дави на газ, бошка твоя тупая!!!

Ыххх! Не зря я когда-то давно пялился в йащег, который вещал уроки контраварийной езды. Эта фишка меня ещё не раз выручит позже. А снег-то всё валит… И вот, значит, уже почти 10 утра. Светать даже и не собиралось ещё. Дорога из белоснежной превращается в коричневую — свежий песок! Откуда? А оказалось, это так дорогу возвышают. Она ж там по болотам идёт. Странным показалось, что это делается зимой и песок валится прямо на снег. Что ж там весной будет? Пипец там, по ходу, будет. Потечёт всё. Проскочили, не застряв. Уже почти граница. Замаячил свет — там, прямо перед границей есть бензоколонка. Останаваливаемся. Сливаем в бак половину одной из двух 20-ти литровых канистр. Ополовиненную — назад в багажник. Вторую, полную, ныкаем в укромное место около заправки, чтобы если что было чем залиться на обратном пути. Собственно, не в первой подобные движухи совершать :) Через границу в канистрах больше 10-ти литров возить нельзя.

Удивительноe дело, но на нашей таможне проблем ни каких. Финны же прошманали от и до: кто, куда, зачем, почему, на сколько и т.д.… Я считал, что дотошнее норвежцев никого нет из тех, где доводилось бывать. Когда финны поняли, что мы мирные и едем по делам, дали зелёный свет. Вперери — ещё ~400 километров.



From _to rovaniemi...

Собственно, первый снимок на территории дружественного государства — ёлочка ароматизатор. А на дальнем плане можно разглядеть парковку, где наши парни разбирают тачки, чтобы ввезти их в Россию с меньшими пошлинами. Она находится сразу перед КПП со стороны Финляндии. Труд, как я поглядел, весьма запарный. Но, видать, оно того стоит.


From _to rovaniemi...

О, вот оно! Оленье царство. Забавные они. Я их раньше вообще никогда не встречал. А тут они спокойно ходят себе по дорогам. За наезд на оленя — штраф. Сколько €, не знаю. Известно, что порядка 1000. Поэтому за ними надо внимательно приглядывать. А то и оленя будет жалко, и машине не поздоровится. А в худшем случае — сам там же остался бы. Но этот снимок мы делали, полностью остановившись. Он тоже остановился. Так и стояли минуты три :)


Кстати, после Саданкюля был такой интересный участок дороги. Ехали мы себе тихо, никого не трогали, среди заснеженных ёлочек, как вдруг ёлки раздвинулись в стороны, проезжая часть стала шире раза в 4. Что бы выдумали это могло быть? Резервная посадочная полоса. Да, вот так запросто. ~Километр (ну примерно) в длинну. Может, поменьше. О, ещё есть такая штука — камеры над дорогой. Думал выйти рукой помахать, да останавливаться без причины запрещено :)

А за 20 км до места снег кончился. ШОК! В самом Рованиеми вообще не было снега. Зато всё было покрыто льдом и утопало в тумане.


From _to rovaniemi...

Это домик, где я ночевал. Жёлтенький автомобильчик — на нём я и ехал. Дом, кстати, и не дом вовсе, а гараж. Просто там такой гараж, что он больше на квартиру похож со всеми удобствами. Фото изнутри — чуть ниже. Моему попутчику нужно было ехать поездом дальше в Хельсинки. До отправления было ещё пять часов. Я отправился изучать окрестноти.


From _to rovaniemi...

Асфальта нет. Один лёд. Пешая прогулка заставила задуматься о шиповании ботинок :)


From _to rovaniemi...

Около одного из местных гипермаркетов.

From _to rovaniemi...

Ветка ёлки (или сосны?).


From _to rovaniemi...

А вот и дом. Кухня. Всё внутри — финское. Ничего корейского. Всё финское! Местные русские рассказали потом, что патриотизм у финнов в почёте. В немецкий продуктовый магаз не пойдут, даже если там дешевле. Ещё бы — когда есть Valio, зачем что-то ещё? :)


From _to rovaniemi...

Лестница на второй этаж — спальный отсек :)


А между тем часы подходили к 21:00 — времени отпраления поезда. Отправился на вокзал, проводил, вернулся и плюхнулся спать. На следующий день мне надо было уже возвращаться обратно. Но как можно упустить шанс пошататься по новому уютному городку?! Конечно, никак. И на утро в понеельник я поехал в центр. Шоппинг начался :)) Всякие безделушки, флаг Финляндии, 3 кг разного шоколада (ну шоб я и без шоколада вернулся?) и самое главное — фоторюкзак lowepro. И самый главный вывод: там в магазинах можно торговаться! ШОК! Как же, правда, жаль, что я финского не знаю… Финны — все, кого я встретил, были очень приветливы и приятны, несмотря на то, что я говорил с ними на неродном языке.


From _to rovaniemi...

Одна из центральных улиц: всё сплошь магазинчики и торговые центры. Но всё такое ухоженное и приятное глазу. Погода располагала к пешим прогулкам.


From _to rovaniemi...
Опять олень! :)
From _to rovaniemi...

А вот такие демоны там много где попадались. И ведь все идентичные — прямо клонируют их там что ли :) Пошатавшись и растратив почти всё, что было, оставив НЗ на дорогу, отправилися я в обратный путь. Проехав те же 20 км, вновь появился снег. Потом и посадочная полоса. И олени! Много! Если вам в Финляндии встречная машина моргает дальним светом, то это не полицейский в кустах (ибо там радары всюду и так стоят, что не спрячешься), а олени впереди.

Уже почти перед самой границей еду себе споконо. Машин нет. Темно. Думаю, что надо бы поупражняться в экстренном торможении. На этом жёлтом Ford Courier абс нет. Поэтому играем в «ССА» — сам себе АБС. Короче, начинаются резко тормозить до полной остановки, но так, чтобы машину не сносило в занос и чтобы она удеживалась в своей полосе. И так раза четыре сделал. Пару раз было красиво. Пару раз откровенно слажал. Еду дальше 90 км/ч (при разрешённых 100-та). Они, их штук 6 было, появились неожиданно. Всё происходит в повороте. Короче, испугаться успел, но тренировался не зря. Стою себе посреди дороги. Они смотрят на меня, я на них. Как-будто сто лет знакомы :) На троечку манёвр, думаю, был. Все целы и хорошо.


From _to rovaniemi...

Тут хронология немного нарушится. Это уже Россия. Тот самый кусок дороги со свежим песком, где я ехал вчера. После всех таможен и границ, на заправке, где у меня была заныкана канистра, ко мне подошёл человек с просьбой довезти его до застрявшей фуры. Фиг его знает, кто он такой и говорил ли он правду вообще? Но я ему поверил. К тому же, на заправке была ещё одна фура, а он сам был похож на дальнобойщика. Он взял лопату. Поехали. Я начинаю сверлить его всякими вопросами, чтобы понять, что он действительно себе думает. И вышло, что правду говорил — видите, как тягач развернуло! Водила второй, с этой развёрнутой и застрявшей фуры в темноте не различил свежий слой песка и укатанный. Зацепил правой стороной и ничего уже сделать не смог. Дорога перегорожена. Впереди меня микроавтобус. В общем, они откапывались долго, да всё без толку. Тягач сел на раму. Подкачка пневмоэлементов подвески тоже была бесполезной. Сидел крепко. В общем, в обе стороны движение встало. Через где-то час с противоположной стороны приехали дорожники, которые тут дорогу строят. Матерились, что их работу на ноль помножили. Но были коллективно посланы в пешее эротическое, потому что знаков, информирующих о таком разброде, не было! Короче, этот уазик как-то умудрился обогнуть фуру. Микроавтобусу и мне пришлось податься назад. А раз там проехал уаз, то я на своём форде точно протиснусь. В общем вот так я прорвался дальше. Толку от меня там всё равно никакого не было. Разве что мой фонарь помогал освещать. Ещё 220 км…


From _to rovaniemi...

Ох, крепко он застрял.


From _to rovaniemi...

Насколько было понятно из трёпа строителей, кто-то послал за грейдером. Надеюсь, что там всё нормально разрешилось.



Эм, если вернуться на 300 километров назад, то было следующее. Догнал я трейлер, который вёз какой-то фантастический трактор. Из-под этого трейлера метёт так, как я никогда ещё не видел. Обогнать его я не мог ну минут 20-ть — это просто по-любому. Всё потом мне это удалось. Через некоторое время замаячило Ивало, означавшее, что до границы осталось 60 километров. Я остановился в кафе на чашку чяю™. Сижу за столиком, а этот марсоход на трейлере проезжает мимо… А я надеялся успеть покончить с перекусом быстрее. Фиг там. Ладно, думаю, может, он дальше по Финляндии поедет, а не в Россию. Там отворотка есть на отдельную дорогу к финско-росскийской границе. Ну и еду себе спокойно. Подъезжаю к КПП и что я вижу?! Этот танковоз на границе впереди меня. Маааааать, это мне за ним по нашим убитым дорогам трястись?!! Неееееет! Этот трак уезжает вперёд меня. А меж тем, финны, посмотрев не меня, который уже полтора суток не брился, в шапке-террористке — короче настоящий боевик, — начали светить мой паспорт — типа фальшивый. Ну да конечно :))) Давно у нас ОВИР (или как он сейчас зовётся?) стал фальшивые паспорта выдавать? :)) Минут 10 светили. Потом пригласили в комнату, где сняли отпечатки пальцев. Задали миллион вопросов. Поинтересовались, почему обратно еду один. Короче, допрос в КГБ :))) А мне бояться нечего, т.к. я законопослушный подданый РФ, приехавший в Суоми по делам и за сувенирами. Весело было другое. Они по-английски можно сказать, что и не говорят вовсе. По-русски — отдельные слова. Общение было забавным. Но понимание присутствовало. Я всё понимаю: это их работа. Тут не до шуток. Но честно скажиу, меня всё-таки немного трясло. Отпустили, наконец.
На нашей таможне опять вижу этот трейлер. Наши парни на таможне интересуются, есть ли ещё кто со стороны финнов. Я говорю, что нет никого, кроме этого космического корабля. Прошу их подержать его, чтобы я вперёл укатил, т.к. они сказали, что он аж до Мурманска едет. Они меня успокоили, потому что ему этот трактор растамаживать, как они сказали, часа полтора надо будет :)))
Далее был застрявший в песке трак. А потом была последняя жесть. Короче, это второй критический занос, где я думад, что хана мне. В общем, спуск в правый затяжной поворот. 80 км/ч. Вижу сквозь деревья красные фары. Отпускаю газ, снижаю скорость на передачке. Но поздно!! Мля, КАМАЗ с прицепом посреди дороги стоит на мосту!!!! А-а-а-аа-а, короче, вариант почти как с оленями, только времени ещё меньше. А там получалась о-о-о-о-очень узкая щель между ним и ограждением моста. В один момент. Когда прицеп надвигался на меня так, что мне казалось, что это финиш, у меня был выбор: либо прицеп и разбитая морда машины и, что скорее всего как я сейчас понимаю, удар собственной физиономией о руль (хотя, я был пристёгнут — я всегда пристёгиваюсь — может, и не ударился бы), либо вся полностью покоцанная о мостовые ограждения левая сторона. Потому что меня уже понесло. Сделать ну ничего не получалось: слишком поздно я его заметил. Отсутствие движения притупляет бдительность. Тут ещё от того, что в замешательстве чуть приотпустил сцепление, глохнет движок — вааащее полнныыый мрааааак наступает. А надо сказать, что это всё уложилось меньше, чем в 10 секунд, наверняка (хотя, субъективно, конечно). Успеваю завести мотор, ГАЗУУУУУУУУУУУУУУ!!!!!!, и вот так вот в заносе проскакиваю чудом в эту щель, ни кого и ничего не задев. Как это получилось — чистое везение. Я даже останавливаться не стал. Так и поехал дальше. Оставшиеся 200 километров прошли спокойно, застрявший на подъёме около Мурманска лесовоз не в счёт.
Отличная командировка. Жаль, что короткая. Ещё хочу! :)

Tags: suomi, путешествия
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments