vlad (bannik0v) wrote,
vlad
bannik0v

_мурманск—пяйве—нял—мурманск

В общем, дело было числа 29-го июня сего года, когда я увидел на нашем велофоруме ветку, в которой обсуждался круг в ~140 км. Маршрут представился интересным. Во многом причиной тому были ещё не хоженные мной места. Например, участок от ж/д ст. Пяйве до ст. Нял. Впрочем, путь от Няла до трассы М18, по которой планировали вернуться в Мурманск, тоже был мне до того момента неизвестным. В общем, маршрут задумывался такой: Мурманск—ст. Пяйве—ст. Нял—Мурманск. Первый участок (от моего дома) по километрам вышел в 41. От Пяйве до Няла накрутили чуть больше 22-х. От Няла до выезда на М18 вышло тоже около 20-ки. Забегая вперёд, скажу, что полный круг мы не осилили, пройдя в итоге немногим больше 80-ти км. Теперь обо всём по порядку.


маршрут

Линии обозначают:

жёлтая — часть 1-я Мурманск—ст. Пяйве;
розовая — часть 2-я ст. Пяйве—62-й км железной дороги (~4 км до ст. Нял);
голубая — часть 3-я 62-ой км ж/д—ст. Нял—перерыв на чай на берегу оз. Нял;
оранжевая — часть 4-я перерыв на чай—трасса М18/E105.
белая прозрачная — непройденный участок пути по асфальту (чуть более 60-ти км);

Выезд был запланирован на 06:30 утра от «Евророса» на Баумана, 33. Разумеется, многих участников форума столь ранее время выезда смутило, и некоторая часть народа заранее отсеялась. Вторая часть желающих отсеялась ещё по двум причинам. Первая из них — соревнования в Хибинах, где планировалась примерно та же дистанция. То есть там намечалась целая гонка серьёзная. У нас же готовился туристический поход (то есть ехать в своё удовольствия, разумно расходуя силы). Вторая причина заключалась в погоде. Дождик поливал весьма усердно. В оконцовке нашлось только двое, кто поехал. Я и Сергей. Проснувшись в начале 6-го часа утра, собрал рюкзак, нарезал бутерброды, взял всё прочую снарягу (телефоны, аккумуляторы, рации, велобарахло, фотокамеру) и выехал к месту встречи.

Не успев толком выпедалировать со двора и доехать до первого светофора (метро сто от силы), как уже был почти весь мокрый. Сергей уже был на месте. Дожидаться никого не стали, потому что ещё за день до выезда из обсуждения на форуме было понятно, что никто к нам не присоединится. Перед тем, как покуинуть городскую черту, заскочили в гараж, чтобы промазать мою цепь и захватить дождевик. Последний пришёлся весьма в кассу в свете метеоусловий. И вот, уже полностью подготовившись, в 7 с небольшим мы покрутили через ст. Кола на старый мост через Тулому и дальше к ст. Пяйве.


путь от мурманска до ст. пяйве

Кликнув по картинке выше, вы можете ознакомиться с треком первой части пути. Дождь, меж тем, всё продолжал поливать. И на скоростях от 15 км/ч (присутствоваших на данном участке чуть менее, чем постоянно) тело и, в частности, лицо щедро омывалось дождевой водой (иногда с песочком), вздымаемой покрышками с асфальта. Несмотря на стратегию сберегания и разумного расходования сил, средняя скорость составила 14 км/ч (я планировал, что будет не больше 12-ти). Асфальтовая часть пути прошла незаметно. дождь по-прежнему был верным спутником. И вот уже мы были перед Мурмашами-3, откуда свернули на грунтовку, ведущую в Пяйве. Дорога там более чем проезжая (я говорю этго, сравнивая её с тем, что нас ждёт впереди). Выглядит она вот так:

бодрая грунтовка с вкраплениями «стиральной доски».

За качество фото не пинайте: я снял его на телефон, крутя педали на веле. Летом эта дорога выглядит веселее (откроется летнее фото 2007-го года в web-альбомах на picasa).

За три часа мы добрались до Пяйве, где устроили первый привал. Как видно по треку первой части пути, мы двигались с набором высоты. Этого не ощущаешь, пока едешь, потому что всегда, то вверх, то вниз. В этом и прелесть подобной статистики, что становится понятно, насколько работал организм на участке. Мы оба проголодались, поэтому решили перекусить. Аккуратно расположились на скамейках у здания станции. Сергей организовал горелку.

привал на ст. пяйве.

Подкрепившись в Пяйве бутербродами с чаем и отдохнув и прибрав за собой, поехали дальше. Комары, перекусившие нашей кровью, погнались вслед, не отставая. Впереди нас ждали 20 с небольшим километров пути и в итоге — ст. Нял. Дорога до Няла не была хожена ни мной, ни Сергеем. В атмосфере вокруг меж мелких капель дождя-мороси витала неизвестность. Хотя Сергей и обладал большей информацией о маршруте, мы оба всю дорогу оставались с одинаковым ощущением новизны и, как бы вернее сказать, «привкусом» лабиринта на почти всём протяжении этого участка нашей поездки. Говоря это, я ссылаюсь на несколько развилок в пути следования, неверный поворот на которых мог привести в тупик или и вовсе направить в совершенно ином направлении.

ст. пяйве—62-й км

Клик по картинке выше, и вы на странице с подробной статистикой второй части маршрута.
Через примерно 1 км после выезда со ст. Пяйве будет, типа, развилка. Почему типа, потому что, как я понял, если поедешь прямо, упрёшься в лес и всё. Нужно свернуть направо в горочку. Это место показано на фото ниже:

здесь поворачиваем направо, чтобы добраться до переезда через ветку на килп-явр.
panoramio

Здесь и далее этим синим компасом Панорамио я буду давать ссылку на место, где сделан кадр. Привязка должна быть весьма точной. Ещё я должен отдать должное Сергею, озаботившемуся собором информации о маршруте. Пойди я один без подготовки — точно не туда укатил бы. Поэтому я следовал за ним. Поднявшись в эту горку и проехав какое-то расстояние, мы должны были выйти к ветке, ведущей на Килп-явр. А точнее — к переезду:

путь к ст. нял (перезд через ветку на килп-явр)
panoramio

Как видно, переезд щедро завален шпалами.

Ещё пару слов о дороге. Направление (дорогой те остатки колеи называть никак нельзя) было разным: то относительно просторным, то заросшим деревьями. Под колёсами велов периодечески просматриваливась застарелые следы от внедорожников, то квадроциклов. Очевидно, что здешние места снискали свою популярность у охотников, рыбаков или джипперов. Непрекращающийся дождь продолжал моросить. Одежда, начавшая было просушиваться на подъезде к Пяйве, вновь была мокрой. Несмотря на весьма дальновидно взятый и с самого начала нацепленный на себя дождевик, всё в плане сухости было весьма печально. Едешь -едешь между деревьями, а они всё ближе к тебе, так как дорога всё уже. На листве воды — тонны. На тех участках, где удавалось подразогнаться, приходилось лавировать между кустов, попеременно цепляя рукавами ветки деревьев, обрушивая на себя те самые тонны воды. Я смотрел, как она стекала с меня, продолжая двигаться. А лилась она натурально ручьями. И так продолжалось почти до самого Няла.
Дорога идёт через болота. Не везде. Но частенько. Их мы огибали.

огибая болото на пути от ст. пяйве к ст. нял.
panoramio
А ещё нам попалась вот такая конструкция:

некая конструкция на пути от ст. пяйве на ст. нял.
panoramio
Потом мы доехали ЛЭП, с которой мы пересклись ещё несколкьо раз:

на пути от ст. пяйве к ст. нял данную лэп пересекаем несколько раз.
panoramio

Эта ЛЭП с некоторого места идёт параллельно нашему пути. Место, где я снял этот кадр, мне почему-то очень понравилось. Забортная температура при этом была где-то на отметке в +7. Покуда вкручиваешь либо ведёшь вел рядом с собой, тебе тепло. Тело успевает выработать достаточно тепла, чтобы противостоять сырости. Должен сказать, что это смешанное ощущение мокрости всюду, тепла и постоянного движения было несколько в новинку. То ли я забыл свои 4х летней давности покатушки, то ли не было подобного ранее. Ну да ладно. Продолжать движение и не останавливаться -- это самое важное в тот момент. Потому что если встал, то остыл и начал зябнуть. Впрочем, долго мёрзнуть не даст стада комарья. Останавливаться приходилось для фотографирования. Снимков я привёз мало, но тут уж сколько смог, не серчайте. Двигаясь дальше, натыкаемся на новый ориентир — куча мусора. Кто и зачем её здесь устроил, остаётся загадкой. Нам же нужно проехать мимо неё, т.е. уйти левее, а не правее:

направо -- дорога на килп-явр. мы едем левее вдоль кучи. потом -- ещё раз влево.
panoramio

И впереди после ещё небольшого куска пути началось самое интересное — броды. Добравшись до речки Уры, встали. Нужно было разведать, где её лучше всего пересечь. Сергей пошёл первым. Раздеваться не стали, так как комары по-прежнему не давали спокойно жить. А вода оказалась на удивление тёплой. Даже прям искупаться захотелось.

на пути от ст. пяйве к ст. нял. река Ура (ударение на первой гласной).
panoramio

На кадре выше я смотрю вверх по течению. А на кадре ниже мы определели место, где пойдём в брод. Тут — примерно по колено. Велосипеды даже не пришлось тащить на себе.

перед бродом через р. уру на пути от ст. пяйве к ст. нял.
panoramio

Перебравшись через Уру, поехали дальше. Снимая предыдущие кадры, я обнаружил, что линза запотела. То же случилось и с фильтром. Вытирать нельзя, а само оно высыхать будет ой как долго. Так что капли на фотках — это оттого, что и фотоаппарату досталась своя порция дождя, хоть он и лежал в своей специальной сумке. Путь начал уходить вверх, ехать становилось всё сложнее. Где-то в особо крутых подъёмах, пробиваясь через заросли, приходилось слезать с велов и катить их рядом. Впереди был ещё один ручей:

очередной брод на пути от ст. пяйве к ст. нял.
panoramio

После всех бродов больше половины пути до Няла была уже позади. В какой-то момент наше направление приблизолось к железнодорожному пути, ведущему до Няла. Свернув в сторону насыпи, мы притормозились на лёгкий перекус. Орагнизм требовал глюкозы. Передохнув, двинули дальше по шпалам:

до няла остаётся примерно 4 км. по путям пройдём около 2х и встанем на отдых в путейской будке.
panoramio

Пошли по шпалам, потому что ехать по той дорожке было проблематично. Она становилась всё более непроходимой. Дождь начинал ослабевать, а мы, в свою очередь, начали подсыхать. И вновь мокнуть желания не было. По ж/д до Няла оставалось километра 4. Мы прошли половину этого пути и встали на отдых. Нам повезло: путейская будка (два сваренных вместе мелких котейнера) была открыта. А внутри — печка! То, что надо! Растопили, закрылись внутри. Греемся. А чтобы не было темно, я подвесил к потолку свой велофонарь. Он весь достойной освещал помещеньице.

за собой всё убрали. спасибо, что будка была открыта. смоги в ней отогреться.
Сергей топит печь. Он — человек опытный. Всю организацию привала взял на себя. Мне досталась другая задача — не мешать ;)
печка в путейской будке.
Собственно печь ;) Как же она вовремя попалась нам. Реально просушились да и отогрелись.
стол и лавка. готовим обед.
А так выглядел стол ;) На обед — макароны с тушёнкой, чай, сникерсы.

Отдохнув где-то за полтора часа, собрались, прибравшись, и поехали дальше к Нялу, начав третью часть маршрута.

62-й км—нял—остановка на чай

Вернее, до Няла мы таки шли, ведя велы рядом, потому что по шпалам особо не разъездиешься. Прибыв на станцию, встретили лишь одну женщину местную и собак, залаявших на нас. Казалось, что лаят они на нас не от того, что мы чужаки, а скорее, оттого, что увидели они кого-то нового. И таким своим лаем хотели подружиться. Проследовав ст. Нял, покатили вдоль одноимённого озера. На исходе 7-го километра я понял, что силы кончились. Вернее, они вот-вот улетучатся, если не выпить чаю с чем-то сладким. К этому моменту мы уже прошли больше 60 км. Тормознулись на короткий привал у озера. Зачерпнули воды, вскипятили чай. Поболтали о том, о сём. И продолжили путь.

остановка на чай—м18/е105

На этом участке пути задний амморт на очередной безобидной ямке сложился и не захотел восстанавливать исходное положение. Проверил давление — 160. Такое, как и час назад. Странно. В общем, вел превратился в хардтейл. А самое фиговое было в том, что плохо я просушился. И натёр себе. Ехать стало и вовсе невозможно. Выводы я уже сделал, какие следует ;) Таким образом, где-то треть оставшегося пути были проделаны пешком. Кстати, немало удивили остатки зимы в июле:

снег на сопке между доргой от ст. нял до трассы м18 и нял-явром.
panoramio

Решили, что когда доберёмся до асфальта, поймаем попутку и оставшиеся ~65 км доедем не своим ходом. В 19:36 мы добрались до трассы. Больше часа нас никто не хотел брать с велами ;) Оно и понятно. В итоге велы были спрятаны в лесу. И через минут 10 нас подобрал один добрый человек, ехавший в Мурманск. Он довёз нас до Баумана. Мы отблагодарили его некоторой суммой денег, которую он по доброте не хотел принимать, но мы настояли (так или иначе, бензин стоит денег, несмотря на то, что товарищу было по пути). Ключи от моей машины у меня были с собой. Лишние вещи я закинул домой. После этого мы прыгунли в тачку и поехали за велами.

В оконцовке дома я был где-то около полуночи. Это был длинный и ооооочень крутой день.
Tags: велосипедизм, дождь, лето, мобилофото, мурманская область, пяйве, фотки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments