



Запись ниже рекомендую воспринимать как не более, чем смесь аудиовизуальных образов из видов внутри и снаружи электровоза и внутрикабинной болтовни между помощником и машинистом, в смысл которой нет нужды вникать (всё равно непонятно ничего).

— По первому ходом нечётный грузовой.

— Ну? Как едет?
— Боксует малёк.

— Глянь, чё там в догружателях?
— Один и два кило.
— А чё так мало?

— Далее установленная 80 км/ч.

— Ну и как на этой боксючей твари 29 позиций давать при таком напряжении в конташке?..

— Рабочий навстречу.

— Слева кринимнала не видать. Там слева вообще мало чего видать.

{про себя} — А я в задней кабине КОН отключил?!.. Да отключил. Успокойся уже.

— Тормозим «на зиму».
— Следующее где?
— По Хибинам.

— Надеюсь, в справке время отпуска не 19 секунд, как в прошлый раз?

— Качни. Вставка впереди.

— А шунты у нас есть?
— По последнему штампу ТО-2, аж все 8.

— Понятно. По три триста двадцатому без замечаний. Ваш состав осмотрен, замечаний нет, хвост осигнализирован, рукав подвешен. Счастливого пути!

— Красота!
— Да. Летом сюда хочу приехать.

— Пойду машину смотреть.
— Давай.

— А у нас электронные счётчики что ли?
— Нет, обычное дерево.

— Вот это сейчас что за фигня была? ПСС горела?
— Да ни хрена! Отвечаю!
— Сука! А почему ЭПК засвистел?
— Да не горело ничего!
— Лампочка что ли сгорела?..
— Встанем — проверим.

— Стало быть, вечером на танцы?
— Угу :)

— Да сколько можно-то? Ходуна включили и валим и валим.
— И не говори.
— Опять всё ТО-1 под воротами.
— Ни сы. Ща где-нить по Выходному залипнем.

— Я пошёл низ смотреть. Там жесть, похоже. С такой погодой-то.
...
— Ну и как дела?
— Бывало и хуже. Но трубы все во льду.

— Не, ну так-то оно так. В прошлый раз было всё куда хуже, когда отогревать пришлось все телеги.
— Песок идёт?
— Да. На оба хода.
— Ну и хорошо.

— Воистину, бывало и хуже. Значительно хуже.

— По низу порядок. Осталась писанина.
— Поехали уже. Через пять минут откроет. Пора тормозить.
На самом деле мне просто было лень стучать клаву, описывая снимки. Поэтому я решил отделаться вырванными из контекста фразами из наших диалогов. Смысл общий решительно в том, что несколько предыдущих поездок — это всё на Кандалакшу и назад. 272 километра полуторапутки (большая часть однопутная, меньшая двухпутная). Машины — все, как одна, — те ещё подарки. То одно не фурычит, то другое. Но это нормальное их состояние. Погода не фартит совсем. Полторы с хвостом недели оттепели закончились. Но они успели основательно вынести мозг. Электровоз, как и любой локомотив, оборудован системой подачи песка под колёса, чтобы те не боксовали (именно через о, а не через у — хотя суть ровно та, что у термина «буксование», но таковы уж этимологические основания). На электровозах ВЛ80 трубы, по которым подаётся песок прямо в точку соприкосновения колеса с рельсом, спроектированы так, что их основное свойство зимой — забиваться снегом и льдом. Хуже того — они все целиком покрываются сантиметрами льда. Такой уж конструктив. Переживать на этот счёт глупо и деструктивно, поэтому молоток в руки и пошёл приводить машину в чувство. Для чего песок? Без песка ваш электровоз на очередном подъёме может попросту «застрелиться». Момент силы тяги превысит силы сцепления и трения, колесо начнёт буксовать (да не одно!), сработает противобоксовочная защита и отключится главный выключатель, обеспечив первичную обмотку трансформатора, унеся в никуда и всё остальное. А здесь куда ни плюнь, то всё сплошь места, откуда можно уже и не уехать, потому что тяги не хватит. Вот тут-то на помощь и приходит песок. По этой самой причине нужно поддерживать пескоподачу в исправном состоянии, постоянно удаляя наледь. И это целиком работа помощника машиниста. И не дай бог встать где-нибудь по таким глупостям. Особенно, когда в спину дышит какая-нибудь «Арктика» (фирменный поезд № 16 Москва—Мурманск). Вам как пассажирам станет легче от того, что ваша внезапная стоянка среди безмолвия и последующее отставание от графика связаны с тем, что впереди облажался какой-то грузовой поезд? Нет. Поэтому-то и приходится трястись над песком и исправностью его подачи. Но это ещё не всё. Чтобы электровоз не боксовал, на тележках имеются догружатели. В этот раз попался такой, который устал. И машина нет-нет да норовила сорваться в боксовку. Чем очень мешала ехать. Но в итоге доехали без приключений. Но не без матюгов :) Но без них в нашей работе сложно :) Мне нравится!